Просмотров: 1098

Откуда и как появилась идея доставки еды на дом

Home » Откуда и как появилась идея доставки еды на дом

К истокам

Пожалуй, самой первой доставкой еды можно считать дань в племенных поселениях, которую более слабые члены племени платили более сильным: лучший кусок туши убитого на охоте животного и лучшие собранные плоды приносили вождю или жрецу. Конечно, тогда это было традицией, повинностью и, само собой, никак не вознаграждалось.

В Древнем Египте и Древнем Риме существовали заведения, которые можно назвать первыми фастфудами, — термополиумы, а также табернае — бары и таверны. Зажиточные римляне и египтяне частенько посылали туда своих слуг, чтобы те купили и принесли домой еду. То же самое практиковали и состоятельные господа Древней Греции, отправлявшие прислугу в лавку за провизией.

На Руси были корчмы, кабаки и харчевни, и порой посетители просили приготовить какие-то блюда в дорогу — для них еду упаковывали и приносили в транспортное средство.

Первопроходцы доставки

История доставки еды как коммерческой услуги и сегмента рынка началась в Индии: в XIX веке в стране появилась система даббавала — доставка горячих обедов пешими разносчиками. Связано это было с активной урбанизацией в Индии и появлением крупных городов, а также со спецификой транспортной структуры: она была весьма запутанной, и гражданам было неудобно ездить с работы домой на обед. Кроме того, в Индии традиционно не любят общепит, а даббавала стала отличной возможностью вкусить горячей домашней еды прямо на рабочем месте.

Даббавала не утратила популярности и сегодня. Главное, что отличает ее от традиционных западных сервисов доставки, — это то, что пищу готовит не заведение, а обычное население. Даббавалы-разносчики с утра забирают свежеприготовленную еду у домовладельцев, с которыми заключен контракт, и доставляют ее на велосипеде, скутере или пешком по клиентам.

Что интересно, разносчики даббавала разработали особую систему, которая сводит вероятность ошибки при доставке заказов практически к нулю. И это при столь сложной транспортной развязке Мумбаи и других городов. На Западе так заинтересовались этой системой, что сейчас ее преподают на занятиях по организации бизнеса — в качестве примера удачно организованной логистики.

Вдохновленные пиццей

В 50-60-е годы ХХ века услуга доставки приобрела по-настоящему массовый характер. Произошло это благодаря США, а точнее, американским солдатам. Военные, побывавшие во время Второй мировой войны в Италии и отведавшие там итальянской пиццы, были совершенно покорены этим незамысловатым, но вкусным блюдом.

Вдохновленные итальянским примером, американцы решили готовить пиццу сами. Она значительно отличалась от итальянской — как толщиной теста, так и составом и количеством начинки, но тем не менее стала крайне популярной. А чтобы привлечь больше клиентов, владельцы американских пиццерий решили организовать услугу доставки. Теперь граждане могли заказать свежую горячую пиццу, не отрываясь от своих голубых экранов, у которых так любили проводить время. Благодаря этому слова “пицца” и “доставка” стали почти неразрывно связаны в сознании людей.

Пример американцев оказался заразительным: услуга доставки пиццы и другой еды стала быстро набирать популярность в Европе. Не отставали и восточно-азиатские страны: в Японии, Южной Корее, Таиланде, на Тайване, а чуть позже в Китае появились предприятия, где готовили упрощенные вариации традиционных блюд (суши, лапши, салатов), которые можно было заказать на дом или в офис.

В России услуга получила распространение только в 90-х — до этого граждане посещали различные общепиты, рабочие столовые или предпочитали питаться дома. Доставка еды стала набирать обороты с переходом на рыночную экономику и сегодня не менее популярна, чем на Западе.

Прогнозы на будущее

Современные эксперты считают, что популярность услуги доставки в будущем будет только расти и даже затмит собой заведения общественного питания и традиционное приготовление пищи дома. Этому способствует и глобальная интернетизация, и постоянное совершенствование сервиса доставки готовых блюд: заведения работают не только над повышением качества еды, но и над всевозможными системами лояльности — скидок и акций.

Такие прогнозы вполне обоснованы. В условиях массовой урбанизации и повышения занятости все меньше людей сегодня предпочитают тратить драгоценное время у плиты, когда могут получить вкусный горячий обед ресторанного качества, не вставая с дивана и просто кликнув по кнопке в своем смартфоне.

Источник