Черная икра
В наше время лишь избранные могут позволить себе полакомиться черной икрой. Однако так было не всегда.
Уже в XIII веке черная икра добывалась в России в огромных масштабах и стоила довольно дешево. Ее ее и цари, и крестьяне, а солдаты и рыбаки, уходя в дальнюю дорогу, брали с собой черную икру в сушеном виде. В Европе черная икра тоже не была деликатесом: до XVI века ее ели только простые смертные, а знать ценила лишь мясо осетровых рыб. В Японии черная икра считалась требухой, поэтому ее по дешевке сбывали в Россию. В 1589 году европейцы наконец-то распробовали осетровую икру, и Россия начала импортировать “черное золото” на Запад. Однако еще долгие годы черная икра была вполне доступной — в советское время она нередко появлялась на столах трудящихся.
Читайте также:
Капибара — самое доброе существо на планете, с которым все хотят дружить
Как и следовало ожидать, бешеная популярность осетров не довела их до добра: неуемный вылов и браконьерство поставили рыбу на грань исчезновения. А разводить осетров в неволе — занятие весьма нелегкое, поэтому черная икра сегодня — редкое и безумно дорогое удовольствие.
Лобстеры
Звучит просто кощунственно, но были времена, когда лобстеров использовали лишь в качестве удобрений. Позже их статус чуть повысился — омары стали кормом для скота, а также пищей рабов, прислуги, бедняков и заключенных североамериканских колоний. Во времена Войны за независимость в одной из тюрем пленные британские солдаты даже подняли восстание, потому что им не давали ничего, кроме лобстеров. Известен в истории и судебный процесс, на котором прислуга жаловалась на жестокое обращение хозяев — слуг слишком часто кормили омарами. Решением суда “омаровый” рацион сократили до трех раз в месяц. Позже из лобстеров стали делать кошачий корм.
Уважение к омарам стало расти с развитием железнодорожных дорог после Гражданской войны в США. Ракообразных начали подавать в вагонах-ресторанах, где их распробовали и наконец-то оценили по достоинству. Лобстеры проникли вглубь материка и стали объектом экспериментов поваров. Возросшая популярность омаров вызвала логичное сокращение их популяции и перевела презираемых когда-то “морских тараканов” в разряд дорогостоящих деликатесов.
Устрицы
Известный любитель устриц, французский поэт Леон-Поль Фарг, сказал: «Съесть устрицу – значит поцеловать море в губы». Если вы пробовали устриц, вы знаете, что он имел в виду: соленый, слегка кисловатый вкус мяса этих моллюсков есть само дыхание океана.
Это сегодня устрицам слагают подобные оды. А до XIX века двустворчатые моллюски были очень дешевой едой — дюжина стоила не дороже буханки хлеба. У Чарльза Диккенса даже есть фраза: “Бедность и устрицы всегда идут будто рука об руку”. Постепенно устрицы пробились в высшую лигу и стали дорогим изысканным деликатесом. А из-за того что их популяция значительно сократилась (сегодня моллюски находятся на грани исчезновения), устрицы становятся все менее доступными людям со средним доходом, не говоря уже о бедняках.
Читайте также:
Смертельная доза обычных продуктов! Просто не верится!
Фондю
Хотите придать немного пафоса дружеской посиделке? Тогда приготовьте настоящее швейцарское фондю. Правда, для этого вам придется раскошелиться, ведь эту изысканную закуску делают из дорогих сортов сыра — эмменталя и грюйера, с добавлением белого вина и хорошего коньяка.
Читайте также:
Жених отказался платить за свадебные кольца
Но это сегодня. Изначально же фондю было едой швейцарских пастухов. которые, надолго отправляясь в луга, брали с собой сыр, вино и хлеб. За несколько дней продукты черствели, поэтому пастухи придумали расплавлять засохший сыр в глиняном или чугунном горшке, добавлять туда вино и макать в аппетитную сытную смесь кусочки старого хлеба.
Постепенно фондю распространилось и среди другого простого люда, а потом просочилось и на столы аристократии. Конечно, богатые люди использовали дорогие сыр и вино окунали туда свежую выпечку, а не черствый хлеб. Позже о новом необычном блюде узнали и заезжие иностранцы, а сегодня фондю стало настоящим ритуалом, культурой и традицией.
Улитки
Даже не верится, что виноградные улитки — один из гастрономических символов Франции — раньше были едой бедняков. Будучи отличным источником бесплатного животного белка, во время Столетней войны улитки не раз выручали голодающих французских крестьян. Позже на аппетитных и полезных моллюсков покусились повара, благодаря которым улитки стали частью высокой кухни и перестали быть такими доступными.
Если вам доведется когда-нибудь попробовать эскарго из улиток, знайте, что есть это блюдо надо непременно со свежим багетом и запивать белым сухим вином.
Скерт-стейк
Сегодня скерт-стейк, он же “хэнгер” или «онглет» — непременный атрибут всех стейк-хаусов. Необыкновенно нежный, с легким привкусом печени, отруб из диафрагмы стоит в несколько раз дороже обычной говядины. А вот раньше эту часть туши не жаловали и относили к потрохам — в основном ее оставлял себе мясник (отсюда и название “стейк мясника”), так как кусок мяса выглядел довольно неказисто. Также скерт-стейк выдавали в качестве зарплаты мексиканским ковбоям гаучо, которые пасли скот в Техасе. Гаучо жарили мясо на костре, заворачивали в лепешку с овощами и называли блюдо “фахитас”.