Дети дошкольного возраста в японском метро — обычное явление. Они путешествуют в одиночку или передвигаются небольшими группами. Их никто не сопровождает. В Японии это нормально.
Уже в три года малыша могут отправить в магазин за хлебом. Никто из взрослых и не подумает его сопровождать.
Кайто, 12-летний подросток из Токио, самостоятельно ездит а учебу начиная с 9 лет. До школы он добирается на метро.
«Сначала я немного волновался, — признается он, — смогу ли ездить один. Сейчас я уже так сильно не переживаю».
Теперь такие длительные поездки даются ему легко. Родителям тоже пришлось нелегко — они очень волновались за сына, но понимали, что ему следует приучаться к самостоятельности.
«Я понимала, что в метро с ним ничего не случится, в нем легко ориентироваться, а он умный ребенок, — говорит мать Кайто.
В его возрасте я тоже ездила на метро без сопровождения. У нас не было сотовых телефонов, но мне все же удавалось добраться из пункта А в пункт В. Если он заблудится, он может позвонить нам».
Тем не менее, она бы не позволила сыну разъезжать одному в нью-йоркском или лондонском метро. Такое позволено делать детям только в Токио.
Почему родители так легко отпускают малолетних детей в большой мир? Дело в поддержке и слаженности общества.
Именно поэтому в школе дети по очереди убираются в классе, убираются в туалете и сами обслуживают себя во время обеденного перерыва.
Они знают, что у них есть обязанности, которые нужно выполнять.
Благодаря этому они проходят еще одну школу — школу жизни, учатся брать на себя ответственность, жить по правилам и определенному распорядку.
Они понимают, что если насорят — им самим придется убираться в классе.
Возможно, поэтому на улицах японских городов так чисто. С другой стороны, ребенок, который без сопровождения садится в вагон метро, знает, что в случае ЧП может рассчитывать на помощь других пассажиров.
В Японии очень низкий уровень преступности.
Это позволяет родителям со спокойным сердцем отпускать детей в большой мир. Здесь развита сеть общественного транспорта, он ходит как по часам.
В Токио половина жителей пользуются метро и автобусами, еще четверть — ходят пешком. Водители привыкли уступать дорогу пешеходам и велосипедистам.