Удивительной красоты мавзолей Тадж-Махал (Taj Mahal), уже ставший мировым достоянием и одним из 7 современных Чудес света, находится в городе Агра на побережье реки Джамны. Его создание в далеком XVII в., вызванное невероятной силой любви, уже не одно столетие будоражит умы людей, порождая мифы и легенды, которые наравне с божественным видом притягивают огромное количество посетителей.
Мавзолей построен во имя любви
Это сооружение уже не одно столетие подряд считают «символом бессмертной любви», передавая из поколения в поколение легенду о неземной любви императора Шах-Джахана к одной из своих жен Мумтаз-Махал (Арджуманде Бану Бегуме). И это действительно подтвержденный факт. Именно после смерти второй жены император Великих Моголов Шах-Джахан приказал построить величественный мавзолей, что бы таким образом увековечить память супруги и матери его 14-ти детей, которую он безумно любил.
Историческая справка: Мумтаз-Махал (1593-1631 гг.) – в девичестве Арджуманде Бану Бегуме была дочерью великого падишаха Джахангира. Во время бракосочетания она получила имя Мумтаз-Махал, что означает «украшение дворца». За 20 лет совместной жизни с Шах-Джаханом у них появилось 14 детей, а во время последних родов она скончалась.
Масштабность планировки и сооружения
Столь грандиозному строительству предшествовала грамотная подготовительная работа. Огромную площадь (1,2 га) у берегов реки Джамны, которую император обменял на один из своих роскошных дворцов в центре Агры, вначале перекопали, заменили верхний слой грунта, а затем всю строительную площадку подняли на 50 м. над уровнем берега реки. Это позволило избежать подтопления, а специальный фундамент помог устоять грандиозному зданию во время землетрясений. Сам комплекс решили создавать в виде пятикупольного ансамбля, центральное место которого занимает мавзолей – его высота достигает 74 м, а четыре минарета, установленных по углам взметнулись ввысь на 41 м. каждый.
Исторический факт: Несмотря на то, что Тадж-Махал пережил не одно землетрясение и массу природных катаклизмов, он все-таки был на грани разрушения из-за вандальных действий британских военных, которые в 1857 г. прибыли на усмирение восставшего народа Индии. Пользуясь случаем и чувствуя полную безнаказанность, они кинулись извлекать драгоценные камни из стен, разрушая уникальный памятник.
Удивительная особенность конструкции
Помимо грамотной подготовки площадки, на которой был воздвигнут мавзолей, по-особому установили минареты. Если смотреть на них издалека, то, кажется, что они чуть склоняются к основному зданию, но это оптический обман. На самом деле минареты установлены под углом, противоположном от мавзолея. Такая архитектурная хитрость была применена для того, чтобы в случае землетрясения эти конструкции, падая, не нарушили всю красоту усыпальницы любимой женщины.
На строительство мавзолея было потрачено много времени и денег
На строительство мавзолея, которое длилось более 20 лет (1632- 1653 гг.), император не жалел ни сил, ни денег. Возведением огромного сооружения небывалой красоты и роскоши занимались признанные архитекторы, известные зодчие и около 20 тыс. ремесленников. Существует предположение, что Шах-Джахан потратил около 32 млн. рупий (эквивалентно 1 млрд. дол. на сегодняшний день), чтобы увековечить свою любовь.
Примечательно: Для отделки стен использовали полированный полупрозрачный мрамор, который добывали за 300 км и доставляли при помощи нескольких тысяч слонов и быков, которые тащили мраморные глыбы по специально созданному пандусу. Чтобы придать строению особенный вид, император приказал инкрустировать мраморные стены самоцветами: бирюзой, агатом, малахитом, сердоликом и др. Всего же для отделки использовалось 28 видов драгоценных и полудрагоценных камней, доставленных из Тибета, Китая, Шри-Ланки и некоторых районов Индии.
Загадочное слияние разных стилей и уникальные свойства мрамора
Учитывая то, что в строительстве участвовали известные зодчие нескольких стран Ближнего Востока, переплетение архитектурных стилей не вызывает никакого удивления, ведь каждый из них привнес в дизайн Тадж-Махала все самое лучшее, что уже было наработано на их земле. В оформлении этого ансамбля гармонично сочетаются исламский, персидский и индийский стили. По архивным данным, изначально роспись как внутренних, так и наружных стен включала изобилие нарциссов, роз и фруктовых деревьев, но с приходом на эти земли Британской империи в XIX в. было все изменено на свой лад.
Неизменными остались лишь надписи, которые цитируют строки мусульманского священного писания – Корана. Их вырезали на мраморных стенах под руководством главного каллиграфа Абдал-Хака, который даже получил редкую по тем временам возможность написать свое имя на стенах украшаемого здания.
Но не только красивая резьба и роспись украшают мавзолей, сами стены, созданные из уникального мрамора, помогают создать сказочную атмосферу во всем здании. Особенность именно этого камня заключается в том, что днем, когда солнечные лучи освещают сооружение, все кажется абсолютно белым, в ночное же время, при свете луны, стены мавзолея начинают переливаться серебристым цветом, ну а ранним утром, когда первые лучи солнца попадают на стены, они становятся невероятного нежно-розового цвета.
Быстрый способ разобрать строительные леса
Скромное оформление могил
В соответствии с мусульманскими традициями, могилы не могут быть богато украшенными, поскольку это может рассматриваться как неуместное выражение тщеславия. По этой причине единственная часть мавзолея, в которой были захоронены Мумтаз-Махал и сам император Шах-Джахан (1592-1658 гг.) имеет весьма скромный вид, тем более что действительное захоронение находится глубоко под землей, а на поверхности только два мраморных надгробия символизирующих их могилы. До недавнего времени в подземелье пускали туристов, но сейчас вход закрыт.
Мавзолей из черного мрамора – миф или реальность
Рассказы о том, что император Шах-Джахан планировал построить на другой стороне реки еще один мавзолей для себя, и что он хотел его сделать в черном мраморе, бродят миром уже не одну сотню лет. В поисках истины археологи начали раскопки в том месте, о котором слагают легенды и действительно смогли обнаружить руины из черного мрамора. Но детальное исследование показало, что это остатки строения созданы из обычного мрамора, почерневшего от времени и влаги.
Интересную деталь, связанную с существованием мнимого мавзолея. нашли ученые совсем недавно, когда смогли воссоздать часть пруда в «Лунном саду». Как оказалось, в его водах отражается черный силуэт Тадж-Махала, причем с полным сохранением симметрии. А вот такую странность и идеальный расчет не только строительства мавзолея, но и расположения пруда исследователям придется еще разгадать.