Кофе
Кофе было суждено завоевать мир благодаря сочетанию нескольких удачных факторов. Во-первых, он обладал тонизирующими свойствами. Кофе оказался прекрасным компромиссом: он действовал как стимулятор и при этом был социально приемлемым и не запрещенным законом. Во-вторых, изначально кофе произрастал лишь в Эфиопии, что делало его труднодоступной и редкой, а потому ценной культурой — чем локальнее продукт, тем выше его привлекательность. Ну и в-третьих, кофе можно было перевозить на дальние расстояния, не опасаясь, что он испортится.
В Эфиопии кофе долго использовали не по его современному назначению: кофейные ягоды сбраживали и получали алкогольный напиток, а сырые зерна перемалывали и смешивали с жиром для приготовления тонизирующей смеси. История кофе как мирового напитка началась в средние века в Йемене, где первыми стали обжаривать зерна и готовить из них бодрящий напиток.
Позже напиток снискал популярность во всем мусульманском мире: в городах в огромном количестве открывались кофейни, где можно было отведать ароматного напитка.
Следующей на пути кофейной «экспансии» оказалась Европа — все, что ценилось на Востоке, весьма привлекало европейцев. Кофе и здесь нашел поклонников. Со второй половины XVII века кофейни стали целыми деловыми клубами: здесь обсуждали дела политики, бизнесмены и люди свободных профессий, вели переговоры и заключали сделки. Можно сказать, что кофе сформировал новую деловую Европу.
Постепенно кофе в Европе начал становиться частью рабочего утра — до этого завтрак офисных сотрудников традиционно сопровождался кружкой пива. Доходы клерков росли, что позволило употреблять по утрам не пиво, а кофе — это в корне изменило формат делового утра в Европе.
Кроме того, кофе стал одним из первых массовых продуктов мировой торговли, приносящим прибыль за счет честной конкуренции. Несколько веков Йемен держал монополию на производство кофейных зерен, что определяло высокую цену напитка, однако в конце концов с помощью разных ухищрений продукт был вывезен из Аравии в необработанном виде, а в первой половине XVIII века образовались новые кофейные плантации в Южной Америке и азиатских европейских колониях, которые начали поставлять относительно недорогое сырье в Европу. Благодаря этим изменениям сегодня кофе доступен любым слоям населения.
Сахар
Сегодня сложно представить себе жизнь без сахара, однако несколько столетий назад этот продукт отсутствовал в мировой диете.
В Средние века сахар был редким и дорогостоящим продуктом: капризный сахарный тростник требовал теплого климата с умеренной влажностью, а для производства конечного продукта затрачивались огромные человеческие ресурсы и большое количество топлива. Ни того, ни другого ни Запад, ни Восток не могли обеспечить в достаточной мере.
Ситуация изменилась с распространением европейцев в Новый Свет: тропические земли с лесами создавали идеальные условия для выращивания тростника и позволили вывести производство сахара на массовый уровень.
Уменьшение цен на сахар привело к тому, что его потребление в Европе стало расти невероятными темпами. Одним из «побочных продуктов» распространения сахара стало производство рома — выгоняемый из патоки напиток, считается первым крепким алкоголем, изготовляемым в промышленных масштабах и поставляемым в разные части света.
Сегодня о вреде сахара до сих пор ведутся жаркие споры: ряд ученых утверждает, что сахар вызывает зависимость, ведь он способен влиять на настроение человека, стимулировать чувство наслаждения и тем самым провоцировать его на поиск новых сладостей.
Чай
Еще один продукт, без которого невозможно представить день современного человека, — чай.
Еще в древности чай был распространен в Китае. Со временем китайцы начали поставлять напиток в Японию, Корею и тюркским народам, кочевавшим к северу от Китая. А уже кочевники способствовали проникновению чая в Центральную Азию. Однако настоящей звездной эпохой напитка стал XVII век. В это время чай попал в Европу, куда его завезли голландцы, контролировавшие в то время торговлю с Китаем.
Особенно к китайскому чаю пристрастились англичане — он превратился в массовый товар и источник доходов Великобритании: продажа чая облагалась специальным налогом. К XVIII веку чай распространился уже во всех классах британского общества. Было ли дело в привыкании к танинам или бодрящем эффекте, но англичане не могли (да и по сей день не могут) обходиться без чашки этого ароматного напитка.
Россия же распробовала чай независимо от европейской торговли: в то время у страны была собственная граница с Китаем. В 1638 году китайцы преподнесли послу Василию Старкову тюки с чаем в качестве подарка. Напиток быстро стал популярным у русских, а в XIX веке главными потребителями чая в мире оказались Англия и Россия.