Просмотров: 1900

Школы с нестандартными системами обучения

В мире существуют  экспериментальные школы, практикующие нестандартные системы обучения. Получение знаний в подобных заведениях – одно удовольствие, благодаря чему из малышей вырастают счастливые, уравновешенные и эрудированные люди.

Демократическая система в школе ALPHA

Демократическая система в школе ALPHA 1
Учебное заведение открылось в 1972 году, в Канаде, по инициативе нескольких местных неравнодушных родителей.

В школе ALPHA нет домашних заданий, оценок, дневников, расписания и даже учебников. Обучение проходит неотделимо от жизни ребенка, его повседневных интересов, игр и хобби. Дети сами решают, как провести день в школе, что узнать нового и чем именно заняться, а задача преподавателей – не мешать им и мягко направлять в нужное русло. Поэтому группы в ALPHA разновозрастные, ведь они формируются исключительно по интересам.

Демократическая система в школе ALPHA 2
Конфликтные ситуации в демократической школе разрешаются быстро и на месте. Для этого собираются ученики, включая поссорившихся, и несколько учителей. В ходе обсуждения участники «комитета» высказываются, обосновывают точки зрения, руководствуясь принципами взаимного уважения и пытаясь поставить себя на место другого человека. Результат – компромиссное решение, все довольны.

Демократическая система в школе ALPHA 3
Также в ALPHA проводятся необычные родительские собрания. На них обязательно присутствуют и ученики. Дети имеют право, наравне с взрослыми, вносить изменения в процесс обучения, предлагать новые, интересные им, предметы и занятия.

 Вальдорфская система Рудольфа Штайнера

Вальдорфская система Рудольфа Штайнера 1
Самая первая школа такого типа открылась в 1919 году в немецком городе Штутгарт. Сейчас Вальдорфскую методику внедряют во всем мире, по ней успешно работает более 3000 учебных заведений.

Особенностью системы Штайнера является получение знаний, соответствующее физическому, духовному, интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка. На детей не оказывают никакого давления, поэтому в альтернативной школе нет оценочной сетки, тетрадей, учебников и обязательной аттестации. С начала обучения малыши заводят личный дневник, в который ежедневно могут, по собственному желанию, записывать или зарисовывать свои впечатления, новые полученные знания и опыт.

Вальдорфская система Рудольфа Штайнера 2
Наряду со стандартными предметами ученикам помогают освоить различные виды искусства, рукоделия, садоводство, финансы и даже элементарную философию. При этом осуществляется междисциплинарный подход, позволяющий детям устанавливать связи между явлениями и предметами во всех жизненных сферах, получать не только теоретические, но практические навыки, которые им действительно пригодятся в будущем.

Вальдорфская система Рудольфа Штайнера 3

Свободная система Александра Нилла в школе Саммерхилл

Свободная система Александра Нилла в школе Саммерхилл 1
Основанное в 1921 году учебное заведение изначально располагалось в Германии, но спустя 6 лет переехало в Англию (Саффолк). Школа-интернат Саммерхилл – мечта любого ребенка, ведь здесь не наказывают даже за прогулы, не говоря о неприличных словах на доске и плохом поведении. Правда, подобные вещи случаются крайне редко, так как детям очень нравится Саммерхилл.

Свободная система Александра Нилла в школе Саммерхилл 2
Главный принцип методики Александра Нилла: «Свобода, а не вседозволенность». Согласно его теории, ребенку быстро надоедает безделье, элементарное любопытство все равно возьмет верх. И система действительно работает – ученики школы-интерната первое время наслаждаются «валянием дурака», но потом сами записываются на интересные для них уроки и прилежно занимаются. Так как все дисциплины неизбежно пересекаются, дети начинают увлекаться и точными, и гуманитарными науками.

Свободная система Александра Нилла в школе Саммерхилл 3
Управление Саммерхиллом осуществляют ее сотрудники и учащиеся. Трижды в неделю проводятся общие собрания, на которых каждый присутствующий имеет право голоса. Такой подход помогает ребенку развивать чувство ответственности и лидерские качества.

 Система взаимодействия с миром в школе Mountain Mahogany

Система взаимодействия с миром в школе Mountain Mahogany 1
Это удивительное место открыло свои двери в 2004 году в США.

В отличие от других альтернативных школ, для вступления в Mountain Mahogany не нужно проходить собеседование или курс предварительной подготовки. Попасть в учебное заведение можно самым честным и непредвзятым способом – выиграть в лотерею.

Программа обучения составлена на базе инновационных неврологических исследований, показывающих, что для эффективного получения знаний необходима активная эмоциональная вовлеченность и позитивная внешняя атмосфера.

Система взаимодействия с миром в школе Mountain Mahogany 2
К этому и стремится Mountain Mahogany – детям предлагаются как стандартные предметы, так и занятия по кулинарии, шитью, садоводству, плотничеству и другим видам бытовых навыков. Каждый ребенок учится чему-то новому через личный опыт и постоянное взаимодействие с внешним миром, поиск гармонии с ним.

Система взаимодействия с миром в школе Mountain Mahogany 3
Для наглядной демонстрации ценности полученных знаний и умений в школе организован огромный сад. Там дети выращивают плодовые деревья, овощи и ягоды, которые вместе собирают и заготавливают, питаясь только органическими продуктами собственного производства.

 Контрактная система Элен Паркхерст в школе Дальтон

Контрактная система Элен Паркхерст в школе Дальтон 1
Данная подготовительная методика считается одной из лучших в мире (по версии журнала Forbes). Школа Дальтон была основана в Нью-Йорке в 1919 году, но ее педагогическая система перенимается учебными заведениями повсеместно.

Контрактная система Элен Паркхерст в школе Дальтон 2
Особенность метода Элен Паркхерст – контрактная основа. Ученики, поступая в школу, самостоятельно решают, какие предметы, и в каком объеме они хотели бы изучить. Также дети подбирают темп и сложность программы, желаемую нагрузку и качество освоения материала. В соответствии с принятыми решениями, ребенок подписывает индивидуальный договор, в котором указываются права и обязанности обеих сторон, сроки сдачи периодических экзаменов и аттестаций. Контракт содержит список рекомендуемой литературы, информацию для дополнительного изучения и размышления, контрольные вопросы.

Контрактная система Элен Паркхерст в школе Дальтон 3
Стоит заметить, что в школе Дальтон учителей как таковых нет. Они исполняют роль консультантов, наставников, личных тренеров и экзаменаторов. По сути, дети сами получают те знания и навыки, которые хотят, а взрослые им просто не препятствуют, и помогают по мере необходимости.

Источник