Просмотров: 1101

Вот такая экспериментальная школа Нидерландах

Кто бы не переступил порог этой уникальной школы, навсегда поменяет свое отношение к учебе, учителям и одноклассникам, ведь в ней вместо привычных классов с партами и доской игровые комнаты и тематические парки, а вместо учителей – тренеры, которые участвуют в играх детей, обсуждая лишь те темы, которые им интересны. Но, несмотря на такой необычный подход, ученики достигли высоких результатов во многих отраслях знаний, начиная от написания стихов и заканчивая исследованиями в ядерной физике или создании IT-программ.

В Нидерландах появилась школа, в которой нет ни учебной программы, ни классов и даже учителей нет (Agora College). | Фото: htc-ict.nl.

Когда говорят о школе, большинство из нас представляет шумные коридоры, классы с рядами парт и учителя с указкой у доски, но это до тех пор, пока не заглянете в уникальное учебное заведение Agora College, которое находится в Рурмонде (Нидерланды). Переступив порог условной классной комнаты, ученики попадают в огромный зал с разными тематическими зонами, где в хаотичном порядке можно увидеть столы, заваленные книгами, красками, ноутбуками и всякими нужными мелочами, кучу кресел, стульев и непонятных коробок и большой телевизор для презентаций. Такая рабоче-творческая обстановка обычно наблюдается в архитектурных бюро или рекламных агентствах, но никак не ассоциируется со школьным процессом.
Огромный зал разделен на несколько зон, где ученики могут отдыхать, играть и получать знания (Agora College, Нидерланды). | Фото: janverweij.com.

Интересно: Когда в 2007 г. группа энтузиастов добилась разрешения на открытие экспериментальной школы Agora College, в которой планировалось повышать творческий потенциал учащихся, а не обучать, детям дали возможность самим создать дизайн-проект классных комнат. Такое решение было обосновано тем, что когда попросили это сделать учителей, они предложили стандартный скучный интерьер, а основатели стремились к тому, чтобы именно дети получали удовольствие от учебы и развивались.

Дети разных возрастных категорий обучаются в одном классе (Agora College, Нидерланды). | Фото: medium.com.

Не меньшее удивление вызывает начало учебного дня, когда дети с разных возрастных категорий (от 12-16 лет), объединенные в одну группу, придумывают …себе занятие на этот день или несколько, в зависимости от того, насколько глубоко им хочется изучать понравившуюся тему. По истечении 10 минут тренер, ни в коем случае не учитель, дает возможность каждому ребенку представить всему классу свой план на сегодня, чтобы показать, что он будет не бездельничать, а действительно заниматься исследованием в том или ином интересном для него направлении.

Тренер (учитель) лишь помогает наводящими вопросами, а учащиеся сами находят ответы (Agora College, Нидерланды). | Фото: niekee.nl.

Тренер с помощью вопросов старается направить в нужное русло поиски ребенка, подключая одноклассников, которые дают советы, как проще и лучше это сделать. Причем это не просто исследования ради галочки или отметки. У каждого ученика есть свой журнал, в котором они отмечают не только направление, но и как продвигается дело, а когда тема исчерпана и ребенок определил, что он уже достаточно разбирается в этом вопросе, то ставит специальную печать, что задача выполнена

Каждый ученик занимается тем, что ему интересно, тренер лишь может научить практическим навыкам (Agora College, Нидерланды). | Фото: lifter.com.ua.

После коллективного обсуждения дети отправляются в ту часть зала, в которой им более удобно: кто идет в музыкальную комнату, кто в мастерскую или ателье, кто сидит за ноутбуком, а кто и вовсе выходит в коридор, где установлена стена для обучения скалолазанию. За всем этим действом наблюдают тренеры, которые не вмешиваются в процесс, а лишь могут наводящими вопросами направить ребенка в нужное русло, не навязывая свою точку зрения или общепринятые понятия.

Так проходят занятия на третьем курсе обучения (Agora College, Нидерланды). | Фото: niekee.nl.

Один из наставников этой необычной школы Роб Хоубен сказал, что девизом их учебного заведения являются слова Альберта Эйнштейна – «Воображение гораздо важнее знания». Именно поэтому весь преподавательский состав старается отходить от авторитарного отношения к ученикам, ни в коем случае не прибегая к общепринятой системе механического заучивания, потому что именно эти две составляющие навсегда убивают в детях стремление к учебе и творческому мышлению.

Учащимся Agora College разрешено пользоваться различной оргтехникой и гаджетами, чтобы получать информацию из интернета (Нидерланды). | Фото: lifter.com.ua.

Глядя на такую систему обучения и полную свободу действий, возникает резонный вопрос: «А как же министерская учебная программа, расписанная по часам и арсенал знаний, которые должны получить дети по каждому предмету?». В этой европейской стране Министерство образования не «спускает сверху утвержденные нормы», от которых учителя не имеют права отступить ни вправо, ни влево, а лишь …просит вывести учащихся или студентов на нужный уровень знаний в течение определенного периода времени.

Учащиеся первых 2 года изучают только то, что они сами хотят (Agora College, Нидерланды). | Фото: onderzoekonderwijs.net.

Благодаря такому лояльному отношению государственных структур получилось не только открыть школу, которая уже более 10 лет активно пропагандирует свободу обучения, но в итоге выпустить из своих стен творческое поколение, которое обладает высокой коммуникабельностью, умением работать в команде, гибким мышлением и способностью быстро и качественно решать любые междисциплинарные задачи. А это именно те качества, которые наиболее ценятся у работодателей и обязательно пригодятся в жизни.

Учебная аудитория больше похожа на современный офис крупной фирмы, нежели на учебное заведение (Agora College, Нидерланды). | Фото: onderzoekonderwijs.net.

Опыт Agora College состоит в том, чтобы фактически отказаться от всего контроля, который тренер (учитель) обычно имеет над деятельностью учащихся, доверив им свое же образование, при этом ненавязчиво помогая.

В необычной школе оформлен игровой тематический зал вместо обычных аудиторий (Agora College, Нидерланды). | Фото: twitter.com/ salmanerdc?lang.

Увлеченные учащиеся создают группы по интересам и приглашают профессионалов для получения дополнительной информации (Agora College, Нидерланды). | Фото: watbezieltons.nu.

Бывают случаи, когда учащийся очень увлекся каким-то конкретным исследованием, а знаний кураторов или найденной в интернете информации недостаточно, тогда ему разрешается обращаться к специалистам в этой отрасли, предоставляя свободный выход за пределы школы во время занятий. Эти ученики также могут создавать группы по интересам, и не обязательно это будут одноклассники. Проводя свои изыскания, они имеют право приглашать нужных консультантов по этому вопросу, а также увлеченных сверстников с других школ устраивая круглые столы.

В школе часто проводят встречи с родителями, которые активно обсуждают с детьми интересующие их теми (Agora College, Нидерланды).| Фото:  twitter.com.

И еще немаловажный аспект, даже если ребенок абсолютно не любит математику, физику или геометрию, а получить необходимый уровень знаний надо по всем предметам, чтобы сдать национальный выпускной экзамен обязательный для всех учебных заседаний страны, то и здесь нашли выход из положения. Имея полную свободу в выполнении того, что им нравится делать, ученик проводит первые пару школьных лет, но на третьем курсе они кому как удобно начинают изучать то, что необходимо для сдачи этого экзамена.

Дети в школе изучают все рекомендованные Министерством образования обязательные предметы самостоятельно (Agora College, Нидерланды). | Фото: medium.com.

Так, например, всем учащимся нужно знать теорему Пифагора и еще несколько обязательных правил и законов, но математика или физика многих совсем не интересует, тогда тренеры находят другие отрасли знания, которые близки тому или иному ребенку, и где нужная теорема или закон применяются с наиболее практической и интересной точки зрения. Именно так дети начинают понимать, зачем это надо знать, а не просто механически заучивать, потому что так надо.

Рабочие места дети оформляют сами или могут озвучить, чтобы им хотелось (Agora College, Нидерланды). | Фото: operation.education.

Когда у преподавателей нестандартной школы спрашивают, в чем же заключаются основные правила обучения, ответ всегда один: «Мы даем детям возможность играть, потому что когда дети играют с чем-то, им становится интересно. И тогда вам не нужно их учить, и не нужно их контролировать». То, что такая система обучения становится более популярной, подтверждает тот факт, что на ближайшие три года все группы укомплектованы и набора уже нет.

Каждый зал в школе Agora College оборудован так, что детям комфортно учиться, заниматься любимым делом и общаться с одноклассниками (Нидерланды). | Фото: twitter.com.

Как оказалось, необычные учебные заведения есть во всем мире, только одни удивляют своим подходом к обучению, а другие тем чему учат и где происходит процесс обучения.

Источник