Шах-Черах – уникальная усыпальница, место массового паломничества мусульман и притяжения туристов.
Шираз — город в Иране, основанный еще в VII веке на пересечении главных караванных путей Азии, Африки и Ближнего Востока. Этот город стал настоящим культурным центром в XIII и XIV веках, будучи, после захвата арабскими армиями Сасаниды в Персии, новой столицей.
Главной достопримечательностью Шираза является мечеть-мавзолей Сейидов Ахмада и Мухаммеда, основанная в XIV веке как гробница. Для мусульман, в особенности для шиитов, которых в Иране большая часть, это место в середине XIV века стало местом массового паломничества.
«Шах-Черах» с иранского переводится как «князь света». Сейчас это одно из самых значительных зданий в Ширазе и самая известная и красивейшая достопримечательность города. Мавзолей внесен в перечень культурного достояния Ирана и официально признан самым важным историческим памятником.
Построенный еще в XIV веке мавзолей претерпел несколько реконструкций. В результате землетрясения в 1588 году мечеть была сильно разрушена, после чего была восстановлена. В 1852 г. землетрясение нанесло второй удар по мавзолею — на этот раз на восстановление ушло около ста лет. Последняя реконструкция здания была произведена в 1958 году.
Шах-Черах пользуется популярностью не только среди мусульман, но и среди обыкновенных туристов. Его интерьер может поразить кого угодно, при том, что снаружи здание выглядит вполне обычно для города. Стены здания украшены традиционной мозаикой, которая прекрасно сочетается со свойственным Ширазу архитектурным стилем. Здание является двухэтажным, но все равно выглядит приземисто. Углы мавзолея выделены двумя гармоничными минаретами, а вся передняя часть здания исполнена в виде большой веранды. Ее деревянная крыша поддерживается десятью деревянными колоннами. В центре самого здания возвышается луковичный купол, который полностью покрыт зеркалами, изразцами и цветным стеклом. Именно из-за этого за мавзолеем в народе прижилось название «Зеркальная мечеть». Шах-Черах — это поистине впечатляющее, невообразимо красивое и яркое здание.
Издревле народ Ирана придавал огромное значение эстетике и искусству. Именно поэтому зодчие украшали как наружные, так и внутренние поверхности зданий с помощью различных материалов. Таким образом, иранцам удалось создать уникальные шедевры.
Зеркальная отделка является одной из традиционных внутренних облицовок зданий, но кроме этого она применялась и в отделке ткани, среди которых использовались традиционная одежда, скатерти, стены, навесы. Такой вид отделки известен как решение иранцев и в первый раз она была применена в 1557г. в городе Казвине, столице шаха Тахмасба Сефевидского. Позднее, после переноса столицы в Исфахан зеркальная облицовка распространилась в новом городе, найдя применение в декорировании дворцов.
Особенная красота Шах-Чераха открывается при продвижении по залу. Внутренние стены пышно декорированы не только фрагментами стекла, но и драгоценными камешками, а также серебряными пластинками.
Поистине необыкновенное и специфическое звучание пространству придают переливающиеся мокарнасы, которые имеют второе название — «сталактитовые карнизы». Такие карнизы являются не только декоративными элементами, но и привносят дополнительную прочность зданию. Это выступы, которые находятся в месте стыка потолка со стенами. Мокарнасы занимают главенствующее место в конструкции иранских зданий, в первую очередь мечетей. Сталактитовый карниз имеет оригинальную форму, так как очень похож на осиные улья и являет собой каскад выступов. Дизайн мокарнасов следует определенным правилам, так как за счет доскональных подсчетов архитекторы передавали часть веса потолка на этот элемент.
Для мусульман священным является зеленый цвет. Он является цветом пророка и знамени, а также символизирует природу, оазис, отдых, жизнь. Именно поэтому в убранстве мавзолея доминирует зеленый цвет. «Изумрудный» интерьер связан конечно же с тем, что для внутренней отделки мечети использовались осколки стекла и драгоценные камни зеленого цвета, а последние, в свою очередь, являются символом счастья, благополучия в делах и жизненной стойкости.
Саркофаг, находящийся в мавзолее, является таким же сияющим, как и окружающие его стены. К нему ведут две очереди из паломников – мужская и женская. Они пришли к мощам святого Сейида Мир Ахмада, потомка Мухаммеда со своими прошениями. Войти туда можно только без обуви.
Фотографировать и снимать видео внутри Шах-Чераха категорически запрещено, но во внутреннем дворике обстановка более свободная. Там люди отдыхают, пьют, спят, едят и даже курят у водоема и деревьев. Там можно фотографировать, но кроме тех людей, кто молится, ведь это считается почти преступлением.